RU / EN

Тонологические законы среднеяпонских именных композитов

М. М. Колодяжный
DOI: 10.37892/2500-2902-2024-54-3-47-83

2024. №54, 47-83

Статья посвящена проблемам установления законов, определяющих зависимость тонирования именных композитов в среднеяпонском XI—XIII вв. от тоновых характеристик их составляющих. В статье проведён анализ материала словаря Руйдзю Мё̄гисё̄ и некоторых других источников. Полученная в результате система правил объясняет материал с относительно высоким уровнем точности (около 90 %). Согласно этим результатам, влияние тоновых классов 2.1 и 2.3 на тонирование композита зависело от праяпонской структуры конечного слога, а у классов 1.3a и 2.3 на тон композита влиял тип согласного последнего слога (сонант или шумный). Продемонстрировано, что начальные элементы композита с тонированием H и HH влияли на тоновый контур композита иначе, нежели начальные элементы композита с тонированием F и HL. Сформулированные в статье тоновые правила также помогают объяснить некоторые специфические явления в современных диалектах. Сделаны предположения о характере тоновых изменений, которые сформировали эту систему правил. Предложена реинтерпретация правила С. Мартина, касающегося композитов, состоящих из пяти и более мор. Рассматриваются также некоторые проблемы, напрямую связанные с основной темой статьи: колебания конечного тона у ряда существительных и их распределение по различным книгам Руйдзю Мё̄гисё̄, регулярные соответствия у глаголов с односложной основой (предложено реконструировать тип B' не только для основ из двух и более слогов, но и для односложных основ), фонетическая интерпретация тоновых точек (сравнение традиционной и альтернативной теорий).

Ключевые слова: среднеяпонский язык, японский язык, тонология, акцентология